Призвание апостола Матфея
Холст, масло. 322 x 340
Капелла Контарелли церкви Сан-Луиджи деи Франчези, Рим
http://www.artchive.com/artchive/ftptoc/caravaggio_ext.html
Периоды
  • XVI в. (четвертая четверть)
Вид искусства
  • живопись
Жанр
  • религиозная композиция
Эпоха, стиль, направление
  • барокко
Образовательный уровень
  • основная школа
  • начальная школа
  • самообразование
Место создания
Рим, Италия
Размер
322 x 340
Источники
Mark Harden's Artchive, http://artchive.com/ftp_site_reg.htm
Тело статьи/биографии : Основой сюжета стал эпизод из Евангелия от Матфея: « …Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфей, и говорит ему: Следуй за Мной. И он встал и последовал за Ним». Традиционно в живописи этот сюжет трактовался по-разному. Иногда сцена изображалась внутри помещения, иногда снаружи (из текста Библии не следует явно, происходил ли этот разговор в доме или на улице). Иногда Матфей изображался сидящим за столом, а Христос заглядывал в комнату через окно.
На картине Караваджо вся сцена происходит внутри помещения. Слева в потоке света, идущего из правого верхнего угла картины, за столом сидит сборщик налогов Леви (так звали Матфея прежде чем он сделался апостолом) в окружении четырех своих помощников и подсчитывает выручку, полученную за день. Справа в тени в сопровождении апостола Петра появляется Христос. Фактически мы видим только голову Христа, вокруг которой едва заметно очерчен нимб, Его ноги и правую руку, вытянутую в повелительном жесте, призывающим Леви следовать за Ним. Удивленный неожиданным вторжением и настойчивостью приказа, Леви слегка отпрянул назад и немым жестом указывает на себя, как бы требуя подтверждения: «Кто? Я?» При этом его правая рука придерживает монеты, которые он пересчитывал за секунду до этого. Двое помощников, сидящих слева от Леви, так увлеклись подсчетом денег, что даже не заметили (или не захотели заметить) прихода Иисуса. Символически такое поведение лишает их возможности получить «вечную жизнь», которую Христос обещает дать всем верующим в Него. Юноша, сидящий справа от Леви, взирает на пришедших с некоторой опаской, он даже слегка отодвинулся, как бы ища защиты за спиной у своего начальника. Тот же, что сидит напротив и вооружен шпагой, наоборот, несколько угрожающе выдвинулся вперед. Святой Петр жестом пытается унять его чрезмерную подозрительность. Художник запечатлел наиболее драматический момент всей сцены: появление Христа настолько неожиданно, а его жест до такой степени повелителен и непреклонен, что на секунду все застывают в немом удивлении. В этом мгновении «остановки действия» содержится огромный эмоциональный накал картины. Через секунду последует реакция, но это будет потом.
Композиционно картина делится на две части. Стоящие фигуры образуют вертикальный блок, сидящие вокруг стола — горизонтальный. Противопоставление подчеркивается разницей в одежде персонажей. Если Леви и его помощники одеты в стиле тогдашней моды, то Христос и святой Петр явлены зрителю в бесформенных хитонах. Разделенные черной пустотой, эти две группы символически объединяются вытянутой рукой Христа.

изображения:

биография художника: