Матвеев, Андрей
Периоды
  • XVIII в. (вторая четверть)
  • XVIII в. (первая четверть)
География
  • Россия
Вид искусства
  • живопись
Жанр
  • портрет
Образовательный уровень
  • основная школа
  • самообразование
Библиография : Брук Я.В. У истоков русского жанра. – М., 1990; Голлербах Э. Портретная живопись в России. XVIII век. – М.; Пг., 1923; Евангулова О. С. Изобразительное искусство в России первой четверти XVIII в. – М., 1987; Ильина Т.В. Русское искусство XVIII века. – М.: Высшая школа, 1999; Ильина Т.В., Римская-Корсакова С.В. Андрей Матвеев. – М., 1984; Молева Н.М., Белютин Э. М. Живописных дел мастера: Канцелярия живопись первой пол. ХVIII в. – М.: Искусство, 1965; Чайковская О.Г. «Как любопытный скиф…»: Русский портрет и мемуаристика второй половины XVIII века. – М.: Книга, 1990.
Персоналии
А. Боонен, Л. Каравак, Петр I, Екатерина I.
Тело статьи/биографии :

Андрей Матвеев родился между 1701 и 1704 годами. Его отчество точно не известно, а биография художника, как и история жизни его старшего современника Ивана Никитина, изобилует пробелами и неясностями.

В 1716 году по указу Петра I талантливый мальчик недворянского происхождения был послан для обучения живописи в Голландию. С сентября 1717-го по сентябрь 1723 года он учился в Амстердаме у А. Боонена.

С декабря 1723-го по май (?) 1727 года Матвеев обучался в Антверпенской Академии художеств у Спервера. Начинающий живописец провел в Голландии и Фландрии одиннадцать лет. Он первым из русских мастеров получил полноценное западноевропейское художественное образование.

В Россию молодой художник вернулся уже после смерти своих царственных покровителей — Петра I и Екатерины I. В августе 1727 года он приехал в Петербург и был освидетельствован Луи Караваком, который отмечал, что Матвеев хорошо пишет «персону» и имеет больше «силу в красках, нежели в рисунке». Матвеева зачислили в штат Канцелярии от строений. В 1731 году он получил звание мастера и возглавил живописную команду Канцелярии, главного государственного учреждения, в ведении которого находились архитектурные и живописные работы в стране.

Из документов известно, что Матвеев писал батальные картины для Летнего дома, живописные работы для Петергофа, оформлял Аничковские и Адмиралтейские триумфальные ворота, к первым даже найден подписной рисунок-эскиз, изображающий «Венчание на царство» (1732, БАН).

Художник также участвовал в росписи Петропавловского собора, царских резиденций в Петербурге, до конца своих дней он писал иконы для церкви святых Симеона и Анны. К сожалению, многие из матвеевских работ известны лишь по упоминаниям, другие не всегда бесспорны по авторской принадлежности. Самое интересное из оставшегося наследия Андрея Матвеева — это его портреты. Их дошло до наших времен очень немного, среди них: «Аллегория живописи» (1725), «Автопортрет с женой» (1729), «Парные портреты князей Голициных» (1728).

Умер Андрей Матвеев, как и многие отечественные художники, в нищете. В апреле 1739 года вдова писала в прошении, что «она осталась после мужа своего Матвеева с малолетними ево детьми и оного мужа ее тело погрести в чем не имеет».


Юрий Пелевин

изображения:

статьи: