Матвеев, Андрей. Портрет А.П. Голицыной. 1728
Холст, масло. 70 х 55 (овал)
Частное собрание Голицыных, Москва
Периоды
  • XVIII в. (вторая четверть)
География
  • Россия
Вид искусства
  • живопись
Жанр
  • портрет
Образовательный уровень
  • основная школа
  • самообразование
Библиография : Брук Я.В. У истоков русского жанра. – М., 1990; Голлербах Э. Портретная живопись в России. XVIII век. – М.; Пг., 1923; Евангулова О. С. Изобразительное искусство в России первой четверти XVIII в. – М., 1987; Ильина Т.В. Русское искусство XVIII века. – М.: Высшая школа, 1999; Ильина Т.В., Римская-Корсакова С.В. Андрей Матвеев. – М., 1984; Молева Н.М., Белютин Э. М. Живописных дел мастера: Канцелярия живопись первой пол. ХVIII в. – М.: Искусство, 1965; Чайковская О.Г. «Как любопытный скиф…»: Русский портрет и мемуаристика второй половины XVIII века. – М.: Книга, 1990.
Место создания
Санкт-Петербург, Россия
Размер
70 х 55 (овал)
Персоналии
Петр I, И.А. Голицын, Екатерина I
Тело статьи/биографии :

По возвращении в Россию Андрей Матвеев почти сразу же получил заказ от князя Ивана Алексеевича Голицына на парные портреты его самого и его жены. Портреты подписные и датированные 1728 годом.

Парадный портрет И. А. Голицына традиционен и по композиции, и по репрезентативности общего замысла. А вот портрет его супруги, женщины неординарной, весьма интересен.

Анастасия Петровна Голицына, урожденная княжна Прозоровская, состояла статс-дамой при дворе Екатерины I и была «князь-игуменьей Всепьянейшего сумасброднейшего собора» Петра I. В 1718 году она привлекалась к следствию по делу царевича Алексея и была бита батогами, но через несколько лет (1722) Екатерина вновь приблизила ее.

В 1728 году, когда создавался портрет, Анастасии Петровне было уже очень много лет. Исследователи, писавшие об этом портрете, считали, что Матвееву удалось передать характер модели — «бабы пьяной и глупой». Думается, что характеристика Матвеева значительно богаче. При всей парадности и роскоши аксессуаров (красное платье, сколотое золотой брошью, драгоценные камни застежки, скрепляющей коричневую бархатную накидку-плащ, бриллиантовая оправа миниатюры с изображением царя) на портрете представлена женщина, прожившая жизнь, полную унижений. По воле Петра она была шутихой Екатерины I, и приходо-расходные книги «кабинетным суммам» пестрят упоминаниями имени княгини Голицыной: «Будучи в Ревеле дано по приказу господина вице-адмирала Настасье Голицыной, что ее по рукам били, 10 червонных» (1715); «В Шверине царское величество пожаловало княгине Настасье Голицыной за вытье 20 червонных» (1716); «1722 год. Настасье Голицыной за то, что она перед их величеством плакала, 15 червонных»; «1725 год. Октября в 19 день. В вечернее кушанье указало ее величество государыня императрица пожаловать светлейшей княгине Голицыной 15 червонных, за которые червонные выпила она большой кубок виноградного вина; в тож числе положено в другой кубок 5 червонных, которой она не выпила, и оные червонцы отданы муншенку...» и т. д.

Ни Петр, ни Екатерина не могли, видимо, до конца простить шутихе Голицыной ее участие в деле с царским сыном. Только когда уже не было в живых ни императора, ни императрицы, в недолгий срок единовластия Меншикова и менее чем за месяц до его падения — 17 августа 1727 года — княгине Голицыной возвратили ее доходы.

Андрею Матвееву удалось передать в лице Голицыной выражение недоумения, обиды и жалобы. Взгляд ее представляется не надменным, как пишут некоторые исследователи, а грустным и усталым, в лице — тончайшая смесь брюзгливости и почти детской незащищенности, и это тем удивительнее, что сохранена схема парадного портрета: разворот плеч, гордо посаженная голова, необходимые аксессуары одежды. Не осуждение, а сочувствие к изображенной модели передал нам художник. И в целом создается не категорическая характеристика, а как бы приглашение к размышлению.


Ильина Т.В. Русское искусство XVIII века. — М.: Высшая школа, 1999. С. 78—79.

биография художника:

изображения:

статьи: