Матвеев, Андрей. Автопортрет с женой. 1729 (?)
Холст, масло. 75,5 х 90,5
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург. Инв. № Ж-4913
Периоды
  • XVIII в. (вторая четверть)
География
  • Россия
Вид искусства
  • живопись
Жанр
  • портрет
Образовательный уровень
  • основная школа
  • самообразование
Библиография : Брук Я.В. У истоков русского жанра. – М., 1990; Голлербах Э. Портретная живопись в России. XVIII век. – М.; Пг., 1923; Евангулова О. С. Изобразительное искусство в России первой четверти XVIII в. – М., 1987; Ильина Т.В. Русское искусство XVIII века. – М.: Высшая школа, 1999; Ильина Т.В., Римская-Корсакова С.В. Андрей Матвеев. – М., 1984; Молева Н.М., Белютин Э. М. Живописных дел мастера: Канцелярия живопись первой пол. ХVIII в. – М.: Искусство, 1965; Чайковская О.Г. «Как любопытный скиф…»: Русский портрет и мемуаристика второй половины XVIII века. – М.: Книга, 1990.
Место создания
Санкт-Петербург, Россия
Размер
75,5 х 90,5
Тело статьи/биографии :

Вернувшись из Голландии, Андрей Матвеев женился на дочери кузнечного мастера Канцелярии от строений Ирине Степановне Антроповой (род. 1714). Она приходилась двоюродной сестрой А. П. Антропову, впоследствии известному живописцу.

Можно предполагать, что Матвеев написал «Автопортрет» вскоре после женитьбы. В это время ему было около тридцати лет, а его супруге — четырнадцать. Датируется произведение предположительно 1729 годом, так как через год у четы родился первый ребенок — дочь Евдокия.

На портрете художник обнимает свою юную супругу, и галантно ее поддерживает. Обращает на себя внимание, что она изображена по правую руку от мужа, что является нарушением общепринятого этикета. Возможно, таким образом живописец хотел подчеркнуть значимость своей избранницы, он как бы выдвигает ее на первый план, приближая к зрителю. Позы и жесты обоих не лишены претенциозности. Выходцы из средних слоев общества, они одеты в изысканные и дорогие платья, сшитые по придворной моде. Характерны для автопортрета несколько скошенные вправо глаза художника.

Созданные Матвеевым образы говорят о зарождающемся интересе к человеку, к его личным качествам и к возможности выразить их живописными средствами. В истории русского искусства произведение Матвеева явилось одновременно первым автопортретом и первым семейным портретом.

Работа осталась незавершенной. После смерти живописца вдова вышла замуж вторично — за купца В. И. Тургенева. У младшего сына А. Матвеева, Василия, в качестве единственного наследства от отца остался этот неоконченный двойной портрет. Незадолго до смерти, в 1808 году, он передал его в дар Академии художеств, откуда портрет уже в советское время был распределен в Русский музей.

На обороте портрета имеется воспроизведенная при дублировании холста надпись: «Матвеевъ, Андрей, первый Русскiй живописецъ и его супруга. Писалъ самъ художникъ». «Автопортрет с женой» никогда не вызывал сомнений в авторстве Матвеева. Однако не все соглашались с тем, что это действительно автопортрет. Н. М. Молева и Э. М. Белютин доказывают, что на портрете изображены Антон Ульрих Брауншвейгский и Анна Леопольдовна (Молева Н.М., Белютин Э.М. Живописных дел мастера: Канцелярия живописи первой пол. ХVIII в. — М.: Искусство, 1965. С. 100—101.). Это утверждение категорически опровергается Т. В. Ильиной и С. В. Римской-Корсаковой (Ильина Т.В., Римская-Корсакова С.В. Андрей Матвеев. — М., 1984. С. 112—119.).

Пелевин Ю.А.


биография художника:

изображения:

статьи: