Тропинин, Василий Андреевич. Кружевница 1823. ГТГ
Холст, масло. 74,7 x 59,3.
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Периоды
  • XIX в. (первая четверть)
География
  • Россия
Вид искусства
  • живопись
Жанр
  • портрет
Эпоха, стиль, направление
  • реализм
  • сентиментализм
Образовательный уровень
  • основная школа
  • самообразование
Библиография : Чижова И.Б., Фомин А.А. Русские красавицы в живописи и фотографии. – М.: Искусство, 1996.

Алпатов М. В. Василий Андреевич Тропинин. 1776-1857. – М., 1970; Амшинская А.М. В.А. Тропинин. – М., 1976; Бенуа А.Н. История русского искусства в XIX веке / Сост., вступ. статья и коммент. В.М. Володарского. – М.: Республика, 1995; Василий Андреевич Тропинин. Исследования, материалы / Под ред. М. М. Раковой. – М., 1982; Волгина Ю.И. Василий Тропинин. – М.: АРТ-родник, 2000; Коваленская Н.Н. В.А. Тропинин. 1766-1857. – М., 1931; Музей В.А. Тропинина и московских художников его времени. Каталог – М., 1975; Очерки по истории русского портрета первой половины ХIХ века / По общ. ред. И. М. Шмидта. – М.: Искусство, 1966; Петинова Е. Ф. Василий Андреевич Тропинин. Альбом. 2-е изд. – Л., 1990; Ракова М.М. Русское искусство первой половины XIX в. – М., 1975; Рамазанов Н.А. В.А. Тропинин // Русский вестник. 1861. Ноябрь; Шумова М.Н. Русская живопись первой половины XIX века. – М., Искусство. 1978; Энциклопедия русской живописи / Под редакцией Т.В. Калашниковой. – М.: ОМЛА-Пресс, 2000.

Место создания
Москва, Россия
Размер
74,7 x 59,3.
Источники
Пелевин Ю.А.; Изобр. - http://www.centre.smr.ru/images/pics/pic0122/pic0122_1024.jpg
Тело статьи/биографии :

В год написания картины Василий Андреевич Тропинин, крепостной художник графа Моркова, получил вольную. Ему было 47 лет. В том же году он выставил в Академии художеств свою «Кружевницу», которая сразу же завоевала популярность, не покидающую ее до сих пор.

Образ юной очаровательной простолюдинки во многом продиктован модным в то время сентиментализмом. Художник старался попасть в тон Карамзину, основоположнику этого художественного направления. Глядя на картину, зритель мог воскликнуть словами писателя: «И простая девушка любить умеет!». И это явилось открытием для русского крепостнического общества.

Тропининский портретом воочию показывал, что и крестьянка красива, изящна, кокетлива, не менее чем дворянская барышня или светская дама. Правда, в натурных набросках остались истинные кружевницы, полуслепые, согбенные кропотливой работой. Здесь главное другое – показать, что простая девушка может быт обаятельна внешне и привлекательна душевными качествами.

В журнальных статьях критики торопились выразить свое восхищение тропининским пониманием образа «девицы из простых». Литератор П. Свиньин выразил общее мнение: «...и знатоки, и незнатоки приходят в восхищение при взгляде на сию картину, соединяющую поистине все красоты живописного искусства: приятность кисти, правильное, счастливое освещение, колорит ясный, естественный. Сверх того в самом портрете обнаруживается душа красавицы и тот лукавый взгляд любопытства, который брошен ею на кого-то вошедшего в ту минуту. Обнаженные за локоть руки ее остановились вместе со взором, работа прекратилась, вырвался вздох из девственной груди, прикрытой кисейным платком, - и все это изображено с такой правдой и простотой».

Картина стала столь популярной и признанной в русской интеллигентской среде, что В.А. Тропинин неоднократно повторял и варьировал свое произведение.

Ю.А. Пелевин

биография художника:

статьи:

изображения: