Суриков, Василий Иванович. Взятие снежного городка. 1891. ГРМ
Холст, масло. 156 x 282
Государственный Русский музей, Санкт- Петербург. Инв. Ж-4246
Периоды
  • XIX в.
  • XIX в. (четвертая четверть)
География
  • Россия
Вид искусства
  • живопись
Жанр
  • жанровая сцена
Эпоха, стиль, направление
  • реализм
Образовательный уровень
  • основная школа
  • начальная школа
  • самообразование
Библиография : Суриков В.И. Письма. Воспоминания о художнике. — Л., 1977; Суриков В.И. Альбом. Вступ. статья Н.Г. Машковцева. — М., 1960.

Аленов М.А., Евангулова О.С., Лившиц Л.И. Русское искусство XI — начала XX века. — М.: Искусство, 1989; Бенуа А.Н. История русского искусства в XIX веке / Сост., вступ. статья и коммент. В.М. Володарского. — М.: Республика, 1995; Кеменов В.С. Историческая живопись Сурикова. 1870—1880-е гг. — М., 1963; Машковцев Н.Г. В.И. Суриков. — М., 1994; Очерки по истории русского портрета второй половины XIX века / Под ред. Н. Г. Машковцева. — М., 1963; Русская живопись. Состав. С.М. Даниэль. Альбом. — СПб.: Аврора. 2001. — (Национальные школы живописи); Сарабьянов Д.В. В.И. Суриков. — М., 1963.

Место создания
Красноярск, Россия
Размер
156 x 282
Источники
Пелевин Ю.А.
Тело статьи/биографии :

Написанная после монументальных исторических полотен картина «Взятие снежного городка» — единственное в творчестве Сурикова бытовое произведение.

Картина создавалась в Красноярске, где живописец прожил почти полтора года. До этого, в 1887 году, Сурикова постигло несчастье: у него умерла жена. Потеря любимого человека на время отвратила художника от живописи. Только в Сибири, окруженный заботами родных, мало-помалу он начал приходить в себя. Природа, простой и здоровый быт воскресили в нем творческую силу.

Своеобразие жизни в Сибири, сверкающие краски ее зимы, удаль казачьей молодежи — эти яркие впечатления, сохранившиеся в душе художника с детства, ожили теперь с новой силой и легли в основу нового творения мастера.

Сюжет картины — знакомая Сурикову старинная праздничная игра сибирских казаков. К последнему дню масленицы сооружалась снежная крепость, которую предстояло взять в шуточной баталии. На потеху стекались многочисленные участники и зрители. Одни из них старались прорваться к крепости, другие ее защищали, а третьи с интересом смотрели на состязание лихих смельчаков.

Неудержимое веселье и энергия слились воедино в шумной многолюдной сцене, изображенной Суриковым. Нарастающее из глубины движение находит свою кульминацию в яростном взлете прорывающегося сквозь ледяные ворота удачливого всадника. Открытое пространство на переднем плане позволяет ощутить стремительность прорыва. Движение следующих за победителем участников игры подчеркнуто диагональным построением основной группы и силуэтом возвышающихся слева холмов.

При всем индивидуальном различии образов в основу картины легли портретные изображения. Суриков стремился найти в картинных лицах устойчивые, издавна сложившиеся народные типажи. Много внимания художник уделил бытовым атрибутам: праздничной одежде, старинной утвари — всему тому, что создано руками народа и хранит печать его вкусов.

На фоне искрящегося снега, переливающегося голубоватыми и чуть желтоватыми оттенками, нарядная толпа представляется особенно ярко. Звучный, насыщенный колорит построен на контрастных цветовых сочетаниях белого, красного, синего, желтого, зеленого. Богатство оттенков и рефлексов, общий мягкий серебристо-голубоватый тон усиливают жизнерадостность картины.

В «Снежном городке» нашел отражение тот внутренний подъем, который испытал Суриков в результате поездки в Сибирь, давшей художнику, по его словам, «необычайную силу духа».

изображения:

статьи:

биография художника: