Фальконе, Этьен Морис
Периоды
  • XVIII в.
  • XVIII в. (вторая четверть)
  • XVIII в. (первая четверть)
  • XVIII в. (третья четверть)
  • XVIII в. (четвертая четверть)
География
  • Россия
Вид искусства
  • скульптура
Эпоха, стиль, направление
  • классицизм
Образовательный уровень
  • основная школа
  • самообразование
Библиография : Мастера искусства об искусстве. Т. 3. – [М., 1967]; Аркин Д. Медный всадник, М.; Л., 1958; Аркин Д.Е. Э.-М. Фальконе // История русского искусства. В 12 т. Т. 6.– М., 1961; Зарецкая З.В. Фальконе. – Л.; М., [1965]; Ильина Т.В. Русское искусство XVIII века. – М.: Высшая школа, 1999; Каганович А.Л. Медный всадник. – Л., 1975; Рязанцеве И.В. Русская скульптура второй половины XVIII – начала XIX. – М., 1994; Levitine G., The sculpture of Falconet. Greenwich, 1972.
Источники
http://art.rin.ru/cgi-bin/index.pl?id=118&art=633&st
Тело статьи/биографии :

Этьен Морис Фальконе (Falconet, Étienne Maurice) (1716—1791) родился в Париже 1 декабря 1716 года в семье столяра. В детстве занимался резьбой по дереву. В 1734—1744 годах он обучался в мастерской скульптора Ж. Б. Лемуана. Испытал влияние Дж.-Л. Бернини и П. Пюже. Свойственный манере Пюже напряженный драматизм мускульных усилий отличает и первую значительную работу Фальконе — его Милона Кротонского (гипсовая модель 1744 г. — в Эрмитаже, Петербург; мрамор 1754 г. — в парижском Лувре). В 1750—1760-е годы окончательно сформировалась зрелая манера мастера, сочетающая чувственное обаяние рококо с рациональностью классицизма. Он исполнил большое число аллегорических и мифологических фигур, сохранившихся в гипсовом и мраморном либо в одном лишь мраморном варианте (Аллегория музыки, 1752; Амур, 1757; Купальщица, 1757; Пигмалион, 1763; надгробная статуя Нежная грусть, 1763; все работы — Лувр или Эрмитаж либо в вариантах в обоих музеях).

В те же годы Фальконе создал много изысканных моделей для севрских статуэток из бисквита, часто повторяющих в малом масштабе его большие работы (Амур, Купальщица, группы на сюжеты сказок Ж. Лафонтена и т. п.).

В 1757—1766 годах Фальконе руководил скульптурной мастерской Севрской мануфактуры. Он выступил и в сфере монументально-декоративной пластики, оформив своими произведениями парижскую церковь Сен-Рок (до 1765; до нас дошла лишь мраморная фигура Христа из сцены Моления о чаше).

Подписав контракт с князем А. Д. Голицыным (действовавшим от имени Екатерины II), мастер прибыл в 1766 году в Петербург вместе со своей ученицей М. А. Колло. Здесь он создал главный свой шедевр — памятник Петру I на Сенатской площади. Изобразив императора, который, как писал Фальконе в письме Д. Дидро (1777), простер свою благодетельную десницу над объезжаемою им страной, художник сумел обойтись без слишком сложных эмблем, аллегорий и дополнительных фигур. Историческая коллизия гениально передана пластическими контрастами и созвучием фигур царя-реформатора (чья грозная голова была смоделирована Колло), его коня и гранитной скалы, служащей постаментом. Победа нового над старым выглядит как великая драма, позднее получившая образное развитие в «Медном всаднике» А. С. Пушкина. Утомленный конфликтами с президентом Академии художеств И. И. Бецким, Фальконе, не дождавшись открытия памятника (которое состоялось в 1782 году), уехал в 1778 году в Амстердам, а затем на родину.

Фальконе выступил и как теоретик искусства, прочитав в 1760 году в парижской Королевской академии свои «Размышления о скульптуре», которые вскоре вышли отдельным изданием в Амстердаме (1761). Утверждая, что искусство идеальным образом концентрирует в себе красоту, рассеянную в природе, Фальконе подчеркивал особую роль творческого чувства, вдыхающего душу в произведение, тем самым и здесь связывая идеал с чувством и, соответственно, классицизм с рококо.

Умер Этьен Морис Фальконе в Париже 24 января 1791 года.

изображения:

статьи: