Ильи Пророка церковь в Ярославле. 1647—1650
Ярославль, Россия
Периоды
  • XVII в. (вторая четверть)
География
  • Россия
Наименование
  • Ильи Пророка церковь в Ярославле. 1647—1650
Вид искусства
  • архитектура
Эпоха, стиль, направление
  • Ярославская школа зодчества
Образовательный уровень
  • основная школа
  • самообразование
Библиография : Вахрамеев И.А. Церковь во имя святого и славного пророка Ильи в Ярославле. – Ярославль, 1906; Казакевич Т.Е. Иконостас церкви Ильи Пророка в Ярославле и его мастера // Памятники русской архитектуры и монументального искусства. Материалы и исследования. – М.: «Наука», 1980; Первухин Н.Г. Церковь Ильи Пророка в Ярославле. – М., 1915; Серебрянников С. Церковь св. Пророка Ильи в Ярославле // Ярославские губернские ведомости. 1850. № 42.

Барщевский И.Ф. Исторический очерк города Ярославля // Труды Ярославской ученой архивной комиссии». Кн. 3. Вып. 4. – Ростов, 1900; Воейкова И. Н. Митрофанов В.П. Ярославль. – Л., 1973; Выголов В.П. Ярославль. Памятники Архитектуры и искусства. – Ярославль: Верхне-Волжское книжное издательство, 1994; Добровольская Э., Гнедовский Б. Ярославль. Тутаев. Изд. 3-е. – М.: «Искусство», 1981; Иванов В.Н. Ярославль. – М., 1946; Пилявский В.И., Славина Т.А., Тиц А.А., Ушаков Ю.Р. История русской архитектуры. – СПб.: Стройиздат, 1994; Суслов А.И., Чураков С.С. Ярославль. – М., 1960; Тихомиров И.А. Ярославское зодчество // Ярославль в его прошлом и настоящем. Исторический очерк-путеводитель. – Ярославль, 1913; Шамурин Ю. Ярославль, Романов-Борисоглебск, Углич. Культурные сокровища России. Вып. 1. – М., 1912.

Источники
Пелевин Ю.А.
Тело статьи/биографии :

Из посадских храмов Ярославля наибольшую и заслуженную известность приобрела церковь Ильи Пророка, стоящая в центре в города. Она выстроена в 1647-1650 годах местными мастерами на месте двух деревянных храмов – церкви Ильи Пророка и церкви Покрова Богоматери, относящихся к XVI веку. Храмоздателями были знаменитые в XVII в. скупщики пушнины Вонифатий и Иоанникей Ивановичи Скрипины, несметные богатства которых вынуждали считаться с ними даже царя и патриарха. Местная традиция считает их, как и представителей других крупных купеческих фамилий Ярославля, потомками высланных Иваном Грозным новгородцев. Ильинский храм стал любимым детищем братьев Скриипиных, в который они вложили огромные средства. Несомненно, они руководили и постройкой храма, и выработкой общего композиционного решения, и оформлением декоративного украшения здания.

Центром ансамблевой композиции является пятиглавый храм, напоминающий строгие соборы XVI века. Его гладкие стены расчленены по традиции широкими простыми лопатками; ранее они завершались плавными полукружиями закомар, срезанные поздней переделкой четырехскатной кровлей. Западный фасад расчленен тремя деления (пряслами), в то время как южный и северный — традиционно делятся четырьмя простенками.

Храм окружен крытой папертью, к которой с востока пристроены два придела. Величественные крыльца акцентируют с запада и севера входы в храм. Во всем храмовом комплексе наиболее богато украшена колокольня. Некогда она стояла на углу улицы и переулка, где стоял храма, и первой открывалась взору жителям города.

Несмотря на объемное равновесие отдельных частей церкви Ильи Пророка, она воспринимается как сложная асимметрическая постройка, напоминающая своими разнообразными формами живописные хоромы XVII века. Это впечатление усиливалось еще и тем, что вокруг церкви была построена каменная ограда, а на общем с церковью двором стояли два каменных дома для священника и дьякона, и деревянный дом для причетников.

Скрипины позаботились о содержании храма – они «дали по душах своих и по душах родителей своих в вечный поминок в Ярославле пол семь лавок да 13 палат больших». И о последнем пристанище для себя они подумали заранее, устроив в Ильинском храме и свою домовую церковь, и семейную усыпальницу под ней, где первые захоронения их близких произошли еще при жизни храмоздателей. Братья умерли, не оставив после себя наследников - Иоанникий в 1660 году, Вонифатий - в 1661. В родовой усыпальнице восемь захоронений, семь надгробий, надписи на них указывают место погребения членов семьи Скрипиных.

Работы в церкви Ильи Пророка продолжались после смерти братьев на протяжении второй половины XVII - начала XVIII вв. Жена Вонифатия Скрипина Иулита в 1680 году, незадолго перед смертью, заказала росписи центрального храма. В конце XVII века по инициативе и на средства земского старосты Ивана Мякушкина был сооружены резные новые иконостасы в стиле московского барокко в центральном храме в Покровском приделе. В 1697 году были выполнены росписи теплого Покровского придела артелью местных мастеров, во главе которой стоял предположительно Федор Федоров. В начале XVIII столетия были украшены стенным письмом галерея и приделы.

Храм Ильи Пророка стал одним из лучших образцов знаменитой ярославской школы архитектуры и живописи XVII века, сохранивший почти полностью свой первоначальный облик. Это редкостный памятник русской церковной старины. Он с давних пор привлекал внимание многих знатоков древностей, художников, ученых, туристов. И вошел в историю отечественного искусства и культуры.

Пелевин Ю.А.