Алтарь Портинари
Дерево, масло. 253 x 586 см
Галерея Уффици, Флоренция
http://www.wga.hu/index1.html
Периоды
  • XV в. (четвертая четверть)
Вид искусства
  • живопись
Жанр
  • религиозная композиция
Эпоха, стиль, направление
  • Северное Возрождение
Образовательный уровень
  • основная школа
  • самообразование
Библиография : Энциклопедия для детей. Т. 7. Искусство. Ч. 1 / Глав. ред. М. Д. Аксенова. — М.: Аванта+, 2003; Королева А.Ю. Великие художники Нидерландов XV—XVII вв. — М.: «ОЛМА-ПРЕСС Образование», 2005.
Место создания
Гент, Нидерланды
Размер
253 x 586 см
Персоналии
Иисус Христос, Дева Мария
Источники
Web Gallery of Art, http://www.wga.hu/index.html
Тело статьи/биографии : Алтарь Портинари был создан по заказу Томмазо ди Фолко Портинари, флорентийского купца, который в то время жил в Брюгге, занимая должность торгового представителя банка Медичи. Как и большинство произведений такого рода, алтарь Портинари представляет собой довольно большой триптих; при этом все изображения подразделяются на два цикла, соответственно двум положениям алтаря: при закрытых боковых створках и при открытых боковых створках. На внешних сторонах боковых створок алтаря, согласно установившейся традиции, изображена сцена Благовещения. Центральную часть алтаря и внутренние поверхности его боковых створок занимает сцена Поклонения Младенцу. Перед новорожденным Христом преклонили колени Мария, Иосиф и ангелы; на боковых створках алтаря к ним присоединяются донаторы — все семейство Портинари: сам Томмазо, его жена Мария Маддалена, дочь Маргарита и двое сыновей. Рядом стоят их святые покровители. Каждого святого можно узнать по его обычным атрибутам. Св. Антоний держит в руках колокольчик и дорожный посох, св. Фома — копье, св. Мария Магдалина — алебастровый сосуд с благовониями; у ног Марии — поверженный дракон. Из-под навеса на Младенца смотрят вол и осел. Возле нижнего края картины художник поместил сноп колосьев — в знак того, что Христос, родившийся в Вифлееме (в переводе с арамейского — «дом хлеба»), сделался для верующих Хлебом Вечной Жизни. Красные лилии символизируют кровь Спасителя. Темный ирис намекает на предстоящие Богоматери страдания, белые цветы — на ее чистоту.

Фоном на левой боковой створке служит суровый гористый пейзаж — там, ведя в поводу осла, бредут Мария и Иосиф. Этот мотив «удвоения» персонажей напоминает зрителю о том, что предшествовало сцене, изображенной в центральной части композиции, и как был труден путь, которым шел к Рождеству весь Древний мир. На правой створке в круг поклонения Младенцу включаются пастухи. Двое из них, приблизившись, опускаются на колени, лица у них серьезные и одухотворенные. Чуть правее, по петляющей среди холмов дороге, неспешно движется нарядная кавалькада. Передний путник в одежде пажа спрашивает дорогу у одного из пробегающих мимо пастухов. Три приближающихся величавых всадника — волхвы, восточные мудрецы, узнавшие о рождении Христа и принесшие Ему дары.

Все изображенное художником несет в себе двоякий смысл. Небесная реальность просвечивает через реальность земную. Новорожденный лежит на охапке соломы, брошенной на ровную и пустую поверхность пола, — маленький, беспомощный, обнаженный. Но Его крохотная фигурка является центром всей композиции, целью, к которой в буквальном смысле устремляется весь мир картины. Свободное пространство, оставленное вокруг Младенца, подчеркивает Его одиночество, но оно же заставляет задуматься о Его величии. Соломинки, служащие Ему постелью, золотясь, превращаются в подобие сияния. Все фигуры располагаются вокруг Младенца полукольцом, которое «размыкается» нижним краем картины. По замыслу художника, этот круг должен быть завершен молящимися перед алтарем прихожанами.

изображения:

биография художника: