- XVII в. (третья четверть)
- Россия
- Коломенское. Архитектурный ансамбль. XVI-XVII вв.
- Дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском.1660-1670-е гг.
- архитектура
- основная школа
- самообразование
По окончанию Смутного времени в подмосковном селе Коломенском, царской резиденции, постоянно велось обширное строительство. При Алексее Михайловиче в 1660-1670 годы и позднее сооружался знаменитый деревянный многоэтажный дворец. Государевы хоромы были поставлены на вершине холма с южной стороны церкви Казанской Богоматери, которая сохранилась до наших дней. Дворец не уцелел во времени, но некогда он и храм составляли единый комплекс, соединяясь переходом на высоте второго этажа.
Руководили строительством плотничий староста Семен Петров и стрелецкий плотник Иван Михайлов. Со всех Русской земли были вызваны в Коломенское лучшие плотники, резчики, кузнецы, изографы, столяры и другие мастера своего дела. Сложные и многочисленные резные работы были выполнены Климом Михайловым и старцем Арсением из Белоруссии.
Летом 1669 года была расписана чешуйчатая деревянная кровля, тогда же иконописцы Оружейной палаты под руководством знаменитого Симона Ушакова и армянина Богдана Салтанова[1] начали писать в хоромах «стенное и подволочное письмо»[2] по грунтованным полотнам. Однако живописные и золотарные работы продолжались еще целых два года, так как объем этих работ был огромен. Коломенский дворец состоял из 270 помещений.
Композиционное построение царского жилища было весьма замысловатым и сложным. Отдельные клети соединялась переходами и сенями. Некоторые строения имели обходные галереи и крыльца. Исключительная оригинальность дворца, создавалась главным образом его разнообразными покрытиями, в которых использовались самые разнообразные формы, выработанные русскими плотниками в церковном зодчестве[3]. Но, несмотря на разнообразие архитектурных решений, все деревянное сооружение в Коломенском представляло собой единое целое.
Для дворцового ансамбля характерна живописная несимметричность построек и их фасадов, а также вольная группировка отдельных строений. Причудливые формы дворца казались сказочными теремом и производили на современников чарующее впечатление. Придворный стихотворец Симеон Полоцкий в виршах, посвященных Коломенскому дворцу, назвал его «осьмым чудом света». Вскоре после окончания основного строительства, царские палаты посетил Яков Рейтенфельс, оставивший следующее замечание: «Коломенский дворец… кроме прочих украшений представляет достойнейший обозрения род постройки, хотя и деревянной, так что весь он кажется точно только что вынутым из ларца, благодаря удивительным образом, искусно исполненным украшениям блистающим позолотою"[4].
Внутреннее убранство хором отличалось невиданным великолепием: «многоцветные изразцовые печи; резные золоченые украшения над дверями и вокруг окон; роспись стен и потолков; узорчатые слюдяные окончины[5]; столы, расписанные травами; стулья, обитые цветной тисненой кожей с позолотой; лавки с резными опушками, покрытые узорчатыми тканями; луженые петли дверей, обитых алым сукном»[6]. Живописные изображения, которые были в летних царских апартаментах, можно отчасти представить по описанию польских послов 1671 года. Иноземные гости упоминают, что в передних сенях помещался знак зодиака, в хоромах были круглые щиты с аллегориями Европы, Африки и Азии, а также изображения суда Соломонова и гербы, «изрядно писанные под алифою»[7]. В живописных декорациях Коломенского терема уже явственно чувствуется западное влияние[8]. Примечательно, что часть резных украшений изготовлялось по гравированным изображениям из немецких книг, взятых у патриарха Никона[9].
Между тем, окончательное устроение Коломенского дворца не было завершено при Алексее Михайловиче. Его наследник царь Федор Алексеевич перестраивал и дополнял дворцовый ансамбль. В 1681 году он приказал прежнюю повалушу[10] разобрать и на ее место поставить столовую. Были построены новые сени с трехъярусными теремами и гульбищами вокруг них. Перестроечными работами руководил С. Дементьевым. Тогда же почти все наружные украшения были возобновлены, а под сенями сделаны ворота. К весне 1682 года все было закончено[11]. Наконец, Коломенский дворец принял тот вид, в который он сохранял до своего разрушения. В.В. Згура полагал, что «время сооружения всего архитектурного ансамбля падает на долгий сравнительно срок с 1667 по
В XVIII веке происходило медленное разрушение деревянного дворца, закончившееся, в конце концов, его полной гибелью. В правление Петра I, который провел свое детство в селе Коломенском, оно становится заброшенной резиденцией, потерявшей значение царской дачи. Дворцовая постройка на глазах ветшала. В 1722 году эти забытые места посетил принц Гольштинский. Сопровождавший его Берхгольц оставил в дневнике подробное описание удручающего состояния дворца: «Здесь мы случайно застали шталмейстера императрицы[13], заведывающего этим местом, который принял нас очень учтиво и водил по всему дворцу. Это огромное деревянное здание весьма замечательно по своей древности и необыкновенной величине. Шталмейстер уверял его высочество, что в нем 270 комнат и 3000 окон, больших и малых, считая все вместе. В числе комнат есть очень красивые и большие; но все вообще так ветхо, что уж не везде можно ходить, почему наш вожатый в одном месте просил нас не ступать по двое на одну доску, и мы, конечно, не пошли бы туда с его высочеством, если б нам об этом сказано было прежде, но он думал, что так как сам император еще недавно всюду ходил там, то и нас необходимо везде поводить. Коломенский дворец построен 60 лет тому назад отцом его величества императора[14], который и сам, не более как за 27 лет, еще жил в нем и потому назначил теперь известную сумму на его возобновление. Нам, между прочим, показали, как это будет делаться, именно провели нас к небольшому домику, который был уже высоко поднят от земли. Точно так же должно быть поднято и все громадное здание для подведения под него каменного фундамента. Мы нашли, однакож, что оно не стоит того, потому что в нем уж мало хорошего, между тем как такие поправки требуют больших издержек и трудов, не обещая все-таки сделать его обитаемым»[15]. Через два года Берхгольц, побывав в Коломенском вторично, нашел некоторые улучшения: «Старый дворец снабдили совершенно новым фундаментом и вообще поправили, так что он теперь долго еще может стоять; изменений в нем однако же никаких не сделано, напротив, сохранено все в первоначальном виде»[16]. Все таки у Петра I теплились добрые воспоминания о своем детстве.
Хорошо ли, плохо ли царский терем простоял до Екатерины II. В 1762 году при вступлении на престол она посетила некогда знаменитую усадьбу русских царей. Императрица была восхищена разрушающимся деревянным дворцом и всем живописным ансамблем Коломенского. Возникла идея восстановить государеву резиденцию. К проектным работам были привлечены архитекторы Иван Мичурин и Карл Бланк. Последний подал в мае 1764 года смету в 56934 рублей и 27 копеек на перестройку и починку дворца. По всей видимости, эта сумма показалась Екатерине II чрезмерной. И она приняла не столь уж оригинальное решение: построить в Коломенском новый дворец, а старый «разобрать бережно». Надо заметить, в 1768 году в Коломенское приезжал В.И. Баженов и после осмотра присоединился к мнению о сломе древних палат[17]. В 1769-1770 годах хоромы Алексея Михайловича были окончательно разобраны.
Перед сносом хоромы Алексея Михайловича тщательно обмерили. На основе этих обмеров в XIX веке были составлены чертежи и создано несколько деревянных макетов, которые дают представление об этом шедевре деревянного зодчества.
Коломенский деревянный дворец давно не существует, но он сохраняется в исторической памяти русского сообщества. Он стал апофеозом нашего деревянного зодчества. В нем воплотилось величие российской царской власти и вместе с тем великое искусство отечественных мастеров, вложивших в украшение дворцовых палат свое народное умение и фантазию.
Идея восстановления этого замечательного памятника возникала неоднократно. В 2007-2008 годах проект воссоздания дворца рассматривался и в Московской мэрии. Но в одну воду нельзя войти дважды.
Пелевин Ю.А.
[1] Успенский А.И. Царские иконописцы и живописцы XVII века. Словарь. – М., 1910.
[2] «подволочное письмо» – комнатная роспись стен, плафонов и сводов.
[3] Шатер – верх строения в форме высокой четырех-, шести- или восьмигранной пирамиды. Куб – покрытие, при котором все стороны сходятся к одной вершине и имеют плавные криволинейные очертания с выпуклостью в средней части. Палатка – крыша, при которой треугольные скаты узких сторон наклонены. Прием часто применявшийся при покрытии пятистенных изб. Бочка – покрытие, имеющее полукруглую форму. Использовались и другие конфигурации крыш.
[4] Рейтенфельс Я. Сказания светлейшему герцогу Тосканскому Козьме III о Московии / Пер. А.Станкевича // Чтения в Обществе Истории и Древностей Российских Кн. 3. – М., 1905. С. 93.
[5] Окончины из слюды, бычьего пузыря, стекла вставлялись в оконные рамы древнерусских изб.
[6] Гра М.А. Коломенское. – М., 1963. С. 38.
[7] Корсаков А. Село Коломенское. – М., 1870. С. 13.
[8] Некрасов А.И. Древние подмосковные: Александрова слобода, Коломенское, Измайлово. М., 1923. С. 41, 43.
[9] Забелин И.Е. Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях. Ч. I. – М., 1918. С. 467.
[10] Повалуша – в русской деревянной архитектуре высокий башнеобразный сруб под отдельной крышей в больших жилых домах. С другими помещениями повалуша соединялась через сени. В ней обычно находилось помещение для пиров.
[11] Забелин И.Е. Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях. С. 466.
[12] Згура В.В. Коломенское. Очерк художественной истории и памятников. – М., 1928.
[13] Екатерина I
[14] Петр I
[15] Дневник Камер-юнкера Берхгольца веденный им в России в царствование Петра Великого с 1721 по 1725-й год. Т. III. Изд. 2. – М., 1860. С. 236-237.
[16] Там же. Т. IV. С. 59-60.
[17] Бондаренко И. Подмосковные дворцы XVIII века // Старые годы. 1911. Март. С. 17-18.