Ренуар Огюст (1841—1919)
Периоды
  • XIX в.
  • XX в. (первая четверть)
География
  • Франция
Вид искусства
  • живопись
Эпоха, стиль, направление
  • импрессионизм
Образовательный уровень
  • основная школа
  • самообразование
Библиография : Вельчинская И. Ренуар. Альбом.— М., 1970; Ренуар Ж. О. Ренуар / Пер. с франц.— М., 1970; Перрюшо А. Жизнь Ренуара / Пер. с франц.— М., 1979; Андерсон Дж. Ренуар. — М., 1995; Готье М. Ренуар. — М., 1995; Дитель А. Ренуар. — М., 2002.
Источники
Популярная художественная энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1986; Энциклопедия для детей. Т. 7. Искусство. Ч. 2 / Глав. ред. М. Д. Аксенова. — М.: Аванта+, 2003.
Тело статьи/биографии :
         Пьер Огюст Ренуар родился 25 февраля 1841 г. в Лиможе, в семье портного, который спустя четыре года переехал в Париж. Страсть к рисованию проявилась у Ренуара еще в юные годы. В 1854 г. он начинает работать художником по фарфору на фабрике братьев Леви. Через четыре года, когда фабрика была модернизирована и художника заменил печатный станок, Ренуар находит себе другую работу — расписывает религиозными сюжетами шторы-витражи. Скопив достаточное количество денег, в 1862 г. Ренуар поступает в Академию художеств, и его зачисляют в мастерскую Глейра, где он сближается с А. Сислеем, Ф. Базилем и К. Моне.
         В ранних работах Ренуара сказывается воздействие Г. Курбе и Э. Мане («Портрет четы Сислей», 1868, Музей Вальраф-Рихарц, Кёльн). В конце 1860-х гг. Ренуар переходит к пленэрной живописи; вместе с К. Моне, Ф. Базилем и А. Сислеем он пишет пейзажи в окрестностях Парижа («Лягушатник»).
         Творчество Ренуара отличается большим разнообразием жанров и тематики. Он пишет пейзажи, в которые органично включает человеческие фигуры («Девочка с лейкой», «Тропинка в высокой траве»).
         В отличие от большинства импрессионистов, главной темой которых стал пейзаж, Ренуара привлекает повседневная жизнь человека — сцены, увиденные в парке, кафе, на улице, на берегу реки, в купальне. При этом художник отдает предпочтение сюжетам, раскрывающим естественную способность человека радоваться жизни, наслаждаться ею («Ложа», «Бал в Мулен де ла Галетт», «После обеда», «Завтрак гребцов»).
         Ренуар много работает в жанре портрета («Портрет В. Шоке»). Особое место в творчестве художника занимают женские образы («Портрет актрисы Жанны Самари», «Девушки в черном»), олицетворяющие живую естественную прелесть. Полны неповторимого изящества и грациозности ренуаровские образы обнаженных женщин («Купальщица с длинными волосами», «Сидящая купальщица»). Модели Ренуара далеки от классического идеала красоты; он отдавал предпочтение круглолицым миловидным женщинам с пышными формами и крепкими руками («Обнаженная»), часто это были девушки из простонародья.
         Под влиянием Сезанна Ренуар написал целый ряд натюрмортов («Плоды Средиземноморья»).
         Ренуар участвовал в первой выставке импрессионистов в 1874 г. (на которой, в том числе, выставлялась его знаменитая «Ложа»), затем во второй, третьей и седьмой.
         В самом начале 1880-х гг. художник совершает путешествие в Алжир и Гернси, а осенью 1881 г. вместе с молодой женой, Алиной Шариго, уезжает в Италию, где с большим интересом изучает работы итальянских мастеров.
         Под влиянием живописи Рафаэля, а также графичного стиля Энгра Ренуар меняет свою живописную манеру: рисунок становится точнее, контуры четче, все элементы художественной формы начинают тяготеть к «классичности» — этот период в творчестве художника принято называть «энгровским» («Зонтики», «Большие купальщицы»).
         Однако вскоре Ренуар отходит от подобной, «строгой», трактовки художественной формы, возвращаясь к более свободной живописной манере. При этом его цветовая гамма становится нежно-жемчужной, этот период его творчества принято называть «перламутровым» («Спящая купальщица»). На смену «перламутровому» приходит так называемый «красный период», когда художник отдавал предпочтение красноватым и розовым тонам («Габриэль с розой»).
         В конце жизни, вынужденный из-за болезни рук отказаться от живописи, Ренуар переходит к скульптуре; давая указания помощнику Гино, художник создает ряд великолепных скульптур («Венера», 1914, Музей Вальраф-Рихарц, Кёльн).
         Ренуар работал также в технике пастели, сангины, акварели; создал целый ряд рисунков карандашом, пером и цветными мелками.
         3 декабря 1919 г. Ренуар скончался.

изображения: