Пюви де Шаванн Пьер (1824—1898)
Периоды
  • XIX в.
География
  • Франция
Вид искусства
  • живопись
Эпоха, стиль, направление
  • символизм
Образовательный уровень
  • основная школа
  • самообразование
Библиография : Тугендхольд Я. Пюви де Шаванн. — СПб., 1911; Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. — М.,2001; Энциклопедия символизма: живопись, графика и скульптура. Литература. Музыка. — М.,1999; Энциклопедический словарь живописи. Западная живопись от средних веков до наших дней. — М., 1997.
Источники
Европейское искусство. Живопись. Скульптура. Графика. Энциклопедия. — Т.3. — М.: Белый город, 2006; Энциклопедия для детей. Т. 7. Искусство. Ч. 2 / Глав. ред. М. Д. Аксенова. — М.: Аванта+, 2003.
Тело статьи/биографии :          Пьер Пюви де Шаванн родился в 1824 г. в Лионе. Следуя примеру отца, горного инженера, он собирался посвятить себя естественным наукам, но два путешествия по Италии (1847—48) пробудили в нем желание стать художником. Пюви де Шаванн учился в мастерской Анри Шеффера, позднее — у Тома Кутюра. В течение двух недель будущий художник был учеником прославленного Эжена Делакруа. Однако наибольшее влияние на развитие его индивидуальности оказали фрески мастеров Раннего Возрождения и творчество Энгра.
         В 1850 г. Пюви де Шаванн впервые показал свои работы в Салоне, однако успеха у публики не имел. В последующие годы его полотна неоднократно отвергались жюри. Первый успех пришел к художнику в 1861 г., когда он выставил в Салоне свои картины «Война» и «Мир», принесшие ему официальное признание.
         Настоящая известность пришла к Пюви де Шаванну после создания двух композиций «Надежда» (1871 и 1872 гг.). Обе картины предельно просты: молодая девушка, аллегория Надежды (в одном варианте обнажённая, в другом — одетая в белое платье), изображена на фоне скромного весеннего пейзажа. Фигура помещена на переднем плане, пейзаж создаёт ощущение плоского фона. Благодаря этому оливковая ветвь (символ мира) в руках обнажённой девушки кажется деревом на заднем плане.
         Пюви де Шаванн — крупнейшая фигура в области монументальной живописи конца XIX в. Особенностью, характерной для этого вида искусства, было требование большей живописной конкретности, что в какой-то мере лишало картины Шаванна утонченности, свойственной символизму. И все же он был тесно связан с этим направлением своей способностью к поразительной метафоре, стремлением к абстракции, что превращало его картины, по его собственному выражению, «в нечто, параллельное натуре». В 1874—98 гг. Пюви де Шаванн создает свои лучшие произведения монументальной живописи — цикл панно «Жизнь св. Женевьевы» для парижского Пантеона (бывшей церкви Св. Женевьевы). Огромные холсты представляют собой последовательный рассказ о жизни святой, однако каждый из них самодостаточен («Детство св. Женевьевы», «Св. Женевьева, снабжающая парижан продовольствием во время осады»). Одна из лучших композиций цикла — «Св. Женевьева, созерцающая Париж» — прекрасно передаёт дух сосредоточенности и строгого благородства, к которым всегда стремился художник. Фигура св. Женевьевы завораживает ясным и лаконичным, как у статуи, силуэтом и отточенным рисунком. Панорама города с протекающей вдали Сеной кажется плоской. Этот принцип был очень важен для Пюви де Шаванна: плоский фон, подчёркивающий декоративное начало в композиции, сближал, по его мнению, современную живопись с фресками великих итальянских мастеров XV в. Колорит картины, построенный на бледных жёлто-коричневых, розовых и голубых тонах, также вызывает в памяти росписи эпохи Возрождения.
         Интерес Пюви де Шаванна к античности сблизил его с французскими символистами, входившими в объединение «Парнас» (Ш.Л. де Лилем, Т. Готье), видевшими в античности объект для любования совершенством формы, а не средство воспитания современного человека. Эти идеи в полной мере нашли отражение в монументальных композициях, выполненных Шаванном для Дворца искусств в Лионе (1884—89): «Священная роща, возлюбленная музами и искусствами», «Видение античности. Символ формы» и «Христианское вдохновение». Панно «Священная роща...» наиболее полно воплощает символистские представления об античности. На нём изображены музы и аллегории изящных искусств, однако сюжет пересказать почти невозможно. Персонажи пребывают в лирическом пейзаже; объём пространства обозначен условно, что характерно для художника. Изысканная композиция и словно вылепленные объёмы фигур делают картину похожей на греческий рельеф, но это не копирование, а тонкая стилизация, образ, рождённый в сознании современного человека.
         Умение Пюви де Шаванна превратить любой незатейливый сюжет в символическую композицию блестяще проявилось в полотне «Девушки у моря» (1879), которое художник считал своей лучшей работой. Это живописная аллегория гармонии человека и природы. Все фигуры написаны с удивительным мастерством. Холодный колорит, основанный на игре серо-голубых тонов, придаёт интимной сцене «глубокое дыхание» монументальной росписи.
         Творчество Пюви де Шаванна находится у истоков символизма. Художнику удалось построить в своем искусстве «новый мир, параллельный природе». В таком мире любые обыденные понятия и действия наполняются другим, возвышенным смыслом, быт становится частью Бытия, и это превращение Пьер Пюви де Шаванн сумел показать с подлинным совершенством.

изображения: