Дюшан Марсель (1887—1968)
Периоды
  • XIX в. (четвертая четверть)
  • XX в.
География
  • Франция
Вид искусства
  • живопись
  • скульптура
Эпоха, стиль, направление
  • дадаизм
Образовательный уровень
  • основная школа
  • самообразование
Источники
Энциклопедия для детей. Т. 7. Искусство. Ч. 2 / Глав. ред. М. Д. Аксенова. — М.: Аванта+, 2003.
Тело статьи/биографии :          Марсе́ль Дюша́н родился в 1887 г. в городе Бленвиль-сюр-Кревон в семье провинциального нотариуса. Интересом к искусству Марсель обязан своему деду по материнской линии, как и его старшие братья – живописец Жак Вийон и скульптор Ремон Дюшан-Вийон и младшая сестра – художница Сюзанна Дюшан-Кротти. Первые живописные работы Дюшана – пейзажи окрестностей в духе импрессионизма, рисунки – относятся к 1902 г. В 1904 г. он приехал в Париж, поселился на Монмартре, пытался учиться в Академии, однако занятия вскоре бросил. Живопись Дюшана в этот период несамостоятельна, близка то к постимпрессионизму «Сезанна», то к фовизму «Матисса». В 1909 г. работы Дюшана попадают на осенний Салон, на них откликается в своем обзоре Гийом Аполлинер.
         В начале 1910-х гг. Дюшан переходит к радикальному авангардистскому поиску («Кстати о младшей сестре», 1911; «Обнаженная, печальный молодой человек в поезде», 1911—12; «Переход девственницы в жену», 1912). В картине «Обнаженная, спускающаяся по лестнице» (1912) Дюшан попытался совместить два художественных направления – кубизм и футуризм: трактованные в кубистическом духе изображения комбинируются с передачей различных фаз движения.
         Дюшан демонстративно сторонится роли художника, да и собственно живописью в традиционном смысле слова занимается все реже. На смену художественному творчеству приходит так называемый метод «готовых вещей» (ready-made), которые становятся художественным объектом лишь благодаря желанию и подписи автора, будучи помещенными в контекст выставки или музея. Первой «готовой вещью», попавшей в художественную экспозицию, было «Велосипедное колесо на табуретке» (1913). В 1918 г. дюшановский «Фонтан» (1917), представлявший собой обыкновенный писсуар, был продан с выставки в Нью-Йорке. Слава художника разнеслась по всему миру. Знаменем, символом всеотрицающего дадаизма стала его кощунственная «Мона Лиза с усами» (1919). Продукция Дюшана этих лет, крайне скудная и всегда носящая провокационно-игровой характер, вплоть до изобретения мнимых авторов, постоянно сопровождается подробными до абсурда аналитическими заметками художника («Невеста, раздетая своими холостяками», 1915—23; «Вращающиеся стеклянные пластины», 1920). В 20-е гг. Марсель Дюшан активно участвует в коллективных акциях группы «Дада» и сюрреалистов, публикуется в журналах и альманахах дадаистов и участвует в съёмках нескольких кинофильмов. Наибольшую известность из них приобрёл фильм Рене Клера «Антракт» (1924) на музыку его друга, авангардного композитора Эрика Сати, ставший классикой жанра и популярный до сих пор. Впоследствии Дюшан практически отошел от творчества, предаваясь околонаучным изысканиям и любимой игре в шахматы, но в течение нескольких десятилетий оставаясь влиятельнейшей фигурой американской художественной сцены и международного авангарда, объектом самых разноречивых искусствоведческих интерпретаций. После 1942 г. жил по большей части в США, в 1955 г. принял американское гражданство.

изображения: