Базелиц Георг (род. 1938)
Периоды
  • XX в.
  • XXI в. (первая четверть)
География
  • Германия
Вид искусства
  • живопись
Эпоха, стиль, направление
  • постмодернизм
  • неоэкспрессионизм
Образовательный уровень
  • основная школа
  • самообразование
Библиография : Георг Базелиц. Из собрания Дойче Банк: Каталог / Сост. Фербер Б. и др. — Франкфурт-на-Майне, 1997.
Источники
Европейское искусство. Живопись. Скульптура. Графика. Энциклопедия. — Т 1. — М.: Белый город, 2006.
Тело статьи/биографии :          Георг Базелиц (собственно, Ганс Георг Керн) родился в 1938 г. в Дойчбазелице. В 1956—57 гг. учился в Высшей школе изобразительного и прикладного искусства в Восточном Берлине, в последующие шесть лет — в Высшей школе искусств в Западном Берлине, где увлекся творчеством американских художников — абстрактных экспрессионистов и французских ташистов («Русская женская любовь», 1960, частное собрание). В 1958 г. переехал в ФРГ. В 1961 г. выбрал псевдоним «Базелиц» в память о месте своего рождения.
         В 1961—62 гг. Базелиц вместе со своим студенческим другом Ойгеном Шёнебеком создал два плаката под общим названием «Пандемониум» (Манифест злых духов) с полуабстрактными рисунками и некими заклинаниями, обращенными к миру и человечеству. Свои декларации Базелиц впоследствии охарактеризовал как «неинтеллектуальный и подростковый» текст. Его картины начала 1960-х гг. были призваны эпатировать публику, отвергать общепринятые моральные принципы и устои: полуэскизное изображение младенца с чрезмерно большим фаллосом, демонстрация ампутированных, тронутых тлением человеческих конечностей получили статус программных произведений («Десница Божья», 1964—65). В середине 1960-х гг. бунтарское настроение Базелица привело также к появлению многочисленных портретов современного героя «нового типа» — простых деревенских парней, пастухов и лесорубов («Мейсенские лесорубы», 1968—69).
         Базелиц сознательно стремился превратить свое искусство в анархический манифест, вступая тем самым в конфликт с официально признанными авторитетами. Его картины стали сугубо личностной рефлексией на развитие художественного процесса, а он сам уподобился историку искусства, смело «развенчивающему» мифы прошлого. Так, в конце 1960-х гг. Базелиц увлекся работой над «фрактурными картинами» (от нем. Frakturbildern), которые свидетельствовали о его иронии по отношению к фигуративному творчеству: расчлененный на несколько частей предмет оказывался в картине художника «собранным» заново («Большая голова», 1966). Проведя черной краской горизонтальные линии, художник подчеркивал разномасштабность отдельных фрагментов целого.
         С 1969 г. Базелиц, иронизируя также и над прошлыми триумфами абстрактной живописи, переворачивал картину «с ног на голову»: он «закодировал» полотно и приблизился к беспредметности, однако оставил возможность для зрителя угадать, что на нем изображено («Обнаженный мужчина», 1975; «Сборщик колосьев», 1978; «Прощай», 1982; «Ужин в Дрездене», 1983).
         Подчеркивая индивидуальность своего мировосприятия и способа художественного выражения, Базелиц часто сохранял в произведениях следы своих пальцев («Живопись пальцами — интервью», 1973, частное собрание). Одновременно он вводил зрителя в заблуждение, уподобляя свою живописную манеру художникам экспрессионистского объединения «Мост» («Хор моста. 1 августа 1983», частное собрание).
         С 1980-х гг. Базелиц активно работал с деревом и создавал раскрашенные скульптурные идолоподобные изображения человека, приобретавшие знаковый характер («Без названия (Фигура с поднятой рукой)», 1982—84).
         В 1977 г. Базелиц демонстративно забрал свои работы с выставки «Документа 6» (Кассель, ФРГ), протестуя против участия в ней художников из ГДР. В 1990-х гг. он создал серию злых пародий на некоторые картины советских художников, принадлежавших к лучшим образцам метода социалистического реализма в искусстве. Такие эпатирующие произведения он называл глубоко автобиографичными по духу: они характеризовали его как свидетеля периода навязчивого распространения советской идеологии в Восточной Германии.

изображения: